Семинар 3 апреля 2015 года

04 апреля 2015

Программа

семинара по теме: " Современные технологии в работе классного руководителя. Культура педагогической рефлексии".

 

 

I часть

1.    Открытие семинара.   Щуковская Н.А., методист МОУ «Беломорский ИМЦО», Мельник Н.Л.,  заместитель директора МОУ «Беломорская СОШ №3»

2.    Круглый стол с элементами тренинга в 10 классе. Соколовская Е.В., учитель МОУ «Беломорская СОШ №3»

3.    Внеклассное мероприятие «Дорожная азбука» в 3 классе. Позднякова А.Г., учитель МОУ «Беломорская СОШ №1»

4.    Работа в группах.

Кофе-пауза

II часть

5.       Здоровьесберегающие технологии. Презентация проекта здоровья «Я и моё будущее».  Головина А.И., учитель МОУ «Беломорская ОСОШ»

6.    Ситуативные технологии. Заславская Л.А., педагог-психолог МОУ «Беломорская СОШ №3»

7.      Мультимедийные родительские собрания. Мельник Н.Л.,  заместитель директора, Волошинович Т.А., учитель МОУ «Беломорская СОШ №3»

8.      Позитив-технологии. Релаксация.  Буева М.П., Безрукова А.М., педагоги-психологи МОУ «Беломорский ЦППР и К»

9.      Культура педагогической рефлексии. Щуковская Н.А., методист МОУ «Беломорский ИМЦО»

 

Характер  педагога складывается характер воспитанника.

         Фундаментальным условием подготовленности специалиста к работе классного руководителя является его духовное развитие: нравственные качества, гражданственность, ответственность и обязательность, достоинство, широкие интересы и разносторонние знания, способность ставить и решать вечные проблемы жизни.

         В автобусе. Мальчик пяти лет сталкивает маму с кресла: «Я хочу сидеть!» она встаёт, он разваливается на сиденье и успокаивается.

         В зимнем парке на дорожках, слегка заледенелых после оттепели. Молодая мать стоит на коньках, её держит за руку мальчик пяти лет. Малыш тянет маму за руку – она едет. Малыш: «Я тебя катаю?» Потом: «Тебе весело?».

         Перед нами два кардинально противоположных принципа воспитания будущего мужчины.

         Педагог должен, по возможности, максимально объективно передавать молодому поколению все высочайшие достижения культуры, особенно в период общественных развалов, духовного падения и социальной нестабильности.

         Педагог интересен детям своей уникальностью, непохожестью, некоторой странностью, неожиданной реакцией на происходящее. Он лишён только права на мировоззренческую пустоту (Из книги Н.Е.Щурковой «Профессиональное мастерство классного руководителя», М.: «Айрис – пресс, 2007г.)

          Старая парадигма позиции педагога в его отношении к воспитанникам «педагог-ученик» исчерпала себя, сегодня обрела новый вариант – «человек-человек». И эта позиция получила общее своё выражение в принципе «безусловного уважения» к ребёнку как к человеку и стала исходной точкой в поисках пути практического воплощения новой позиции. Что значит «уважать человека?»

         Это признавать важность его (или твоего) присутствия в мире и потому утруждать себя ради человека (другого или самого себя), содействуя его жизни и его благу (или своей жизни и своему благу) на Земле.

         Данное принципиальное решение выполняет роль базы выстраивания новационных взаимоотношений педагога с детьми, в корне преображая педагогическую технологию. Эта позиция и задаёт вектор всей совокупности профессиональных способов последующих изменений в педагогическом воздействии. Но одно дело провозглашать позицию. Другое – её реализовывать.  Первое трудно, но значительно легче второго.

         Вот как выглядит картина современной педагогической технологии, столь важной для классного руководителя:

1.     «Нежное прикосновение к личности ребёнка»

В процессе взаимодействия с учеником школьный учитель бережно относится к ученику, не допуская подавления, насмешки, административной бесцеремонности. Душа ребёнка, как любого человека, остро и болезненно реагирует на грубости, и психологический зажим, физическая закрепощённость становятся крепким барьером для развития ученика».

2.     «Апелляция к развивающейся субъективности ребёнка».

Необходимо апеллировать к разуму ученика, а именно:

- развивать умение ученика отдавать отчёт в собственных действиях;

- предоставлять право свободного выбора в границах культуры;

- производить совместный договор об определённых условиях взаимодействия.

 

В практической части семинара приняли участие педагоги МОУ «Беломорская СОШ №3» Е.В.Соколовская и МОУ «Беломорская СОШ №1» А.Г.Позднякова.

Евгения Викторовна провела с десятиклассниками классный час по теме «Уроки толерантности». Занятие было построено по принципу «круглого стола» с элементами тренинга.  Эта форма наиболее благоприятна для ведения продуктивного разговора. Она обеспечивает, при умелой её организации, самый максимальный подход к раскрытию любой  интересующей организатора и аудиторию информации.

Наряду с интересной формой проведения  классного часа, Евгения Викторовна применила проблемно – диалогическую технологию. Перед учащимися в начале урока  не были поставлены цели и задачи, не была обозначена тема. Но в результате выполнения ряда заданий по инструкции учителя, десятиклассники пришли к выводу, что разговор будет предметно вестись по очень важному в современных условиях вопросу – вопросу «Толерантности».

Ребята, выполнив незамысловатый алгоритм одного из заданий, с удивлением обнаружили, что действия по инструкции привели всех к разному результату. Задавшись вопросом «Почему это так?», «В чём причина?», все пришли к общему мнению – потому что мы все разные и, соответственно, результат получается совершенно разным.

Выслушав притчу о старце, о его огромной семье, где все были дружны, мальчишки и девчонки поразились простому, на первый взгляд, слову, которое написал старец на листке бумаге. Он написал слово «терпимость». Именно терпимость помогает семье оставаться дружной, несмотря на все трудности и испытания. Именно «терпимость» является словом –синонимом к слову «толерантность».

В конце занятия ребята попытались ответить ещё на один вопрос: «А наш класс толерантный?». Было много рассуждений в этом направлении, озвучено много  мнений. И всё же большинство ответов были утвердительны.

Евгения Викторовна, опираясь на мнения ребят, сделала в заключении самый главный вывод: «Тема толерантности в наше время очень важна и актуальна. Люди должны быть терпимее друг другу. От того, как они относятся к окружающим, во многом зависит и нравственная составляющая страны, в которой они живут и физическая,  в виде спокойствия, стабильности, развития творческого потенциала».

Учащиеся 3 «Б» класса, благодаря усилиям Александры Геннадьевны Поздняковой, приняли участие в захватывающей дидактической интерактивной игре по правилам дорожного движения. Суть  игры заключалась в следующем: ребята, участвуя в командах, должны были поочерёдно бросать кубик на интерактивной доске, совершать нужное количество ходов и, оказавшись на какой-нибудь конкретной игровой клетке, выполнять соответствующие задания.

Ребятам такая форма игры оказалась очень близкой и понятной. Она вызвала большой интерес у учащихся. Заставила сконцентрировать своё внимание на поиске ответов на вопросы с целью успешного продвижения  команды вперёд. А учителю помогла выполнить более глобальную задачу – активизировать мыслительную деятельность детей и расширить их кругозор.

Александра Геннадьевна очень легко и свободно провела занятие на незнакомых ей учениках. Кроме того, она привлекла к работе своих подопечных – юных помощников, которые с удовольствием сыграли роль милиционера и светофора. Для третьеклассников школы №3 общение со своими сверстниками было очень интересно и важно. И учитель, хорошо понимая детскую психологию, успешно применила часть её на практике.

Впечатление о занятии у всех присутствующих сложилось самое лучшее. Учитель – активен, интересен, увлекателен. Форма урока – современная, яркая, познавательная. Задания – не только соответствовали возрастным особенностям детей, но ещё позволяли ребятам  получить новые знания за счёт постановки проблемных вопросов и заданий.

Отвечая на вопрос: «Какое впечатление вызвало  проведённое занятие?» Александра Геннадьевна отметила следующее:

«Мне очень понравилось работать с детьми данного класса. Они, начиная с первых минут и до самого последнего мгновения на уроке были моими друзьями и помощниками. А именно, дети легко включились в занятие. С первого моего слова  поняли правила игры. Проявили активность и большую заинтересованность. Помогли показать всем присутствующим, что эта форма в различных вариациях применима не только во внеклассной работе, но и в учебной деятельности».

 

 

Вернуться к списку новостей